Отсрочка по опекунству или досмотром за человеком с плохим зрением

Добрый день/ У моей матери зрение -17/ Без очков она не видит совершенно ничего/ Может ли это быть основанием для оформления отсрочки (исключения) с военного учета? Если да то что для этого нужно? Второй вопрос - если у нее есть еще родственники в Украине которые могут также смотреть за ней - могу ли я в этом случае также рассматривать отсрочку от призыва? Спасибо

21.09.2022 11:53 15112

Консультація виконавця

Добрый день.

По сути заданных вопросов.

Может ли это быть основанием для оформления отсрочки (исключения) с военного учета?

Согласно абз.10 и абз.11 ч.1 ст. 23 ЗУ "О мобилизационной подготовке и мобилизации" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/3543-12#Text), не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации военнообязанные:

-заняты постоянным уходом за больной женой (супругом), ребенком, а также родителями своими или жены (супруга), которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии заведения здравоохранения нуждаются в постоянном уходе;

- имеющие жену (супругу) из числа лиц с инвалидностью и/или одного из своих родителей или родителей супруги (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы.

Учитывая вышеуказанное, наличие плохого зрения(заболевания глаз) у Вашей матери не дает основание для освобождения от призыва во время мобилизации, но если такие заболевания влекут получение Вашей матерью инвалидности или необходим уход, что подтверждаеться необходимыми документами, Вы освобождаетесь от призыва во время мобилизации.

Если да то что для этого нужно?

1) Для получения освобождения от призыва во время мобилизации по абз.абз.11 ч.1 ст. 23 ЗУ "О мобилизационной подготовке и мобилизации" - имеющие жену (супругу) из числа лиц с инвалидностью и/или одного из своих родителей или родителей супруги (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы необходимо, чтобы Ваша мама оформила группу инвалидности.

Согласно п.17 "Положения о медико-социальной экспертизе", утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03.12.2009г. №1317(https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1317-2009-п#Text), медико-социальная экспертиза проводится после полного медицинского обследования, проведения необходимых исследований, оценки социальных проблем инвалида, определения клинико- функционального диагноза, профессионального, трудового прогноза, получения результатов соответствующего лечения, реабилитации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или врожденными пороками, которые влекут за собой ограничение жизнедеятельности.»

Для направления на МСЭК:

  • Необходимо обратиться в учреждения здравоохранения (ЛПЗ) по месту жительства и после диагностики и лечения, что подтвердит стойкое нарушение функций организма, получить направление на экспертное обследование в органах медико-социальной экспертизы Министерства здравоохранения Украины. Врачебно-консультативная комиссия (ЛКК) ЛПУ направляет лиц, обращающихся для установления инвалидности, по форме 088/о. Кроме того, на МСЭК подаются документы, объективизирующие (т.е. подтверждающие) основной диагноз, а именно выписные эпикризы из стационаров, выписки из амбулаторной карты больного, в каждом конкретном случае это могут быть результаты специальных исследований; консультативные заключения специалистов, Областного ЛКК; свидетельство о болезни ВЛК и другое. На МСЭК подается также документ, удостоверяющий личность, удостоверенную копию трудовой книжки, копию удостоверения ликвидатора аварии на ЧАЭС, участника боевых действий, информированное добровольное согласие больного обработкой персональных данных.
  • лечащий врач (ЛКК) проводит комплексное обследование и лечение, при необходимости направляет в лечебные учреждения для проведения стационарного и реабилитационно-восстановительного лечения, с определением диагноза и оценкой социальных потребностей;
  • в случае выявления признаков инвалидности врач и ЛКК (врачебно-консультативная комиссия) оформляет медико-посильную документацию относительно лица, обратившегося для проведения осмотра медико-социально экспертной комиссией по соответствующей форме, утвержденной Министерством здравоохранения (088/о). Важной обязанностью врача ЛПУ (ЛКК) является правильное юридически обоснованное оформление медицинской документации при направлении больного в МСЭК (направление на МСЭК ф.№088/о, выписки из амбулаторной карточки-ф.025/о, выписки из истории болезни стационарного больного – 027/о, результаты лабораторных, инструментальных, лучевых обследований и т.п.).
  • Для ускорения вышеуказанного этапа будут важны уже имеющиеся документы: документы, подтверждающие заболевания, соответствующие обследования (КТ, МРТ, УЗИ, результаты анализов и т.д. (в зависимости от заболевания)), выписки из станционара, из амбулаторных карт, медицинская документация с диагнозом соответствующего заболевания . То есть, если Вы к этому неоднократно прибывали в этом ЛПЗ или враче, то процесс направления на МСЭК будет быстрее и успешнее при наличии соответствующего заболевания. Если такой документации нет, то соответственно необходимо собрать документацию о подтверждении Вашего диагноза и пройти необходимые обследования, после чего врач (или ЛКК) для подтверждения отправит в лечебные учреждения для проведения стационарного и реабилитационно-восстановительного лечения, с определением диагноза и оценкой социальных потребностей, после которых при стойком нарушении функций организма, вызывающих ограничение жизнедеятельности направляет на МСЭК.


Таким образом, установление инвалидности, устанавливается медико-социальная экспертиза органом МСЭК, после лечения и обследования, поэтому спрогнозировать возможность получения инвалидности трудно.

Относительно возможности получения следует отметить следующее.

Согласно Приказу Минздрава Украины 05.09.2011 N 561 "Об утверждении Инструкции по установлению групп инвалидности" (далее - Инструкции)(https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1295-11#Text),

Согласно п. 2.1 Инструкции, К основным видам нарушения функций организма человека,
которые определяются медико-социальной экспертизой, принадлежат: нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, болевой, температурной и других видов чувствительности). Таким образом, получить инвалидность по зрению возможно при определенных признаках заболевания:

Группа инвалидности IА устанавливается при следующих заболеваниях:

3.1.4. Болезни центральной и периферической нервной системы
прогрессирующим течением и последствиями травм нервной системы с
необратимыми, значительно выраженными нарушениями двигательных, речевых и
зрительных функций (тетра- или триплегия, выраженная атаксия, выраженный
амиостатический и гиперкинетический синдромы с невозможностью стоять и
ходить, верхняя или нижняя параплегия в сочетании с выраженным
нарушением тазовых органов, выраженные бульбарные нарушения с
тотальной афазией, полной слепотой или концентрическим сужением
полей зрения до 10 град. от точки фиксации на оба глаза).
3.1.5. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных
суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном
положении (при невозможности эндопротезирования).
3.1.6. Сочетание слепоты на оба глаза (корректированная острота
зрения ниже 0,05 или концентрическое сужение полей зрения до 10 град.
от точки фиксации): с общей соматической патологией, что
приводит к высокой степени потери здоровья и полной
зависимости от других лиц; или с ампутациями нижних конечностей на
ровные бедра или одной верхней конечности; или с полной глухотой.
Группа инвалидности IБ устанавливается при следующих заболеваниях:
3.2.2. Слепота (острота зрения с переносной коррекцией меньше
0,05 или концентрическое сужение поля зрения до 10 град. от точки
фиксации) на оба глаза в результате стойких необратимых изменений.
Группа инвалидности II устанавливается при следующих заболеваниях:
3.3.3. Устойчивый полный птоз на обоих глазах после всех видов
восстановительного лечения и необратимые изменения органа зрения с остротой
зрения с переносной коррекцией 0,05-0,08 или концентрическим сужением
поля зрения до 20 град. от точки фиксации на оба глаза или на глаз,
что лучше видит.
3.3.14. Культя верхней или нижней конечности, совмещенная или с
глухотой на оба уха, или отсутствием зрения на один глаз, или
умеренной афазией.
3.3.15. Паралич или выраженный парез одной конечности,
совмещен или с глухотой на оба уха, или отсутствием зрения на
один глаз, или умеренной афазией, или умеренными расстройствами функции
тазовых органов.
Группа инвалидности III устанавливается при следующих
заболеваниях:
3.4.1. Отсутствие одного глаза.
3.4.2. Устойчивый полный птоз на одном глазу после проведения
всех видов восстановительного лечения.
3.4.3. Слепота на один глаз (острота зрения с переносной
коррекцией 0,05 и ниже или концентрическое сужение поля зрения к
10 град. от точки фиксации).

Для получения отсрочки по этому основанию необходимо в военкомат предоставить

1. Заявление о предоставление отсрочки в свободной форме.

2. Свидетельство о рождении;

3.Один из документов, подтверждающий инвалидность матери:

справка к акту осмотра медико-социальной экспертной комиссией по форме No 157-1/о (см. приложение 9)

или

Удостоверение, подтверждающее соответствующий статус

или

Пенсионное удостоверение

Удостоверение, подтверждающее назначение социальной помощи в соответствии с Законами Украины «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью», «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью»

или

Справка для получения льгот лицами с инвалидностью, не имеющими права на пенсию или социальную помощь, выдана структурным подразделением по социальной защите населения районной, районной в г. Киеве госадминистрации, исполнительным органом городского совета

4. Копии паспорта гражданина Украины и ИНН и матери.

5. Военно - учетный документ(приписное удостоверение или временное удостоверение (справка) или военный билет).

6. Справка о составе семьи (место жительства) мужчины с матерью (при наличии).

2)Для получения освобождения от призыва во время мобилизации по абз.абз.10 ч.1 ст. 23 ЗУ "О мобилизационной подготовке и мобилизации" - -заняты постоянным уходом за больной женой (супругом), ребенком, а также родителями своими или жены (супруга), которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии заведения здравоохранения нуждаются в постоянном уходе.

Таким образом, чтобы воспользоваться таким основанием, необходимо сначала оформить заключение медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативный комиссий учреждения здравоохранения, требующих постоянного ухода и документ, подтверждающий осуществление этого ухода.

Относительно документов в подтверждение необходимостью постоянного ухода

Как указано выше, такими документами может быть заключение медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Относительно вывода медико-социальной экспертной комиссии, такой вывод можно оформить при установлении инвалидности(чаще всего выдается при 1 группе инвалидности).

Проще оформить заключение врачебно-консультативной комиссии заведения здравоохранения.

Для получения справки ЛКК

ЛКК (врачебно-консультативная комиссия) - клинико-консультативная комиссия, коллегиальный орган, создаваемый на базе государственных лечебно-профилактических учреждений или при региональных органах здравоохранения.

Необходимо обратиться к врачу необходимой специализации по заболеванию Вашего знакомого и по месту его проживания. Врач выдаст направление на ЛКК для получения справки. Необходимо отметить, что справка необходима для подтверждения необходимости ухода и выдана была именно ЛКК (рекомендованная форма справки - 080-4/о. (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0510-21#n19) или 080-2/о (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0511-21#Text) Также обращаю внимание, что не каждое заболевание нуждается в уходе, и обычно врач может назначить лечение - станционар) и только потом дать такой вывод или направление.

После получения вышеприведенного вывода необходимо оформить уход за матерью.

В Вашем случае есть следующие варианты:

1) Предоставление социальной услуги – ухода на непрофессиональной основе

2) Попечительство (патронаж)

3) Опека или попечительство(при наличие психического расстройства и/или невовозможности осознавать и управлять своим действиями)

Подробнее о каждом варианте в отдельности:

1)Проще будет оформить предоставление социальной услуги - ухода на непрофессиональной основе:

Вопрос о назначении помощи регулируется

ЗУ "О социальных услугах"(https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2671-19#Text)

Постановлением КМУ 23 сентября 2020 г. № 859 "Некоторые вопросы назначения и выплаты компенсации физическим лицам, предоставляющим социальные услуги по уходу на непрофессиональной основе" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/859-2020-п#Text) установлено:

Настоящий Порядок устанавливает механизм назначения и выплаты компенсации за уход (далее – компенсация), назначаемый физическому лицу, оказывающему социальные услуги по уходу без осуществления предпринимательской деятельности на непрофессиональной основе, без прохождения обучения и соблюдения государственных стандартов социальных услуг (далее – физическое лицо, предоставляет социальные услуги) лицам из числа членов своей семьи, которые совместно с ним проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности (далее - социальные услуги по уходу на непрофессиональной основе) и являются:
лицами с инвалидностью I группы;

неизлечимо больными, которые из-за нарушения функций организма не могут самостоятельно передвигаться и самообслуживаться;

Оформление ухода за пожилыми гражданами, инвалидами, детьми-инвалидам, больными, которые не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянной посторонней помощи

Неработающим лицам, постоянно предоставляющим социальные услуги (в том числе по уходу) пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, больным, которые не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянной посторонней помощи (кроме лиц, обслуживаемых социальными службами), назначается ежемесячная компенсационная выплата.

Компенсация назначается и выплачивается местными органами по вопросам социальной защиты населения по месту жительства, пребывания лица, которому предоставляются социальные услуги, со дня предоставления лицом, предоставляющим социальные услуги, и лицом, нуждающимся в них, заявлений вместе со всеми необходимыми документами.

При исчислении среднемесячного совокупного дохода получателя социальных услуг соблюдают следующие требования:

1) общая сумма совокупного дохода семьи получателя социальных услуг состоит из суммы всех доходов каждого члена семьи, которая учитывается для предоставления социальных услуг, определенных на основании предоставленных документов (или полученных путем обмена информацией) за шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращение за предоставлением социальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством;

2) совокупный доход семьи учитываются как регулярные ежемесячные доходы в денежной форме членов семьи, так и нерегулярные доходы;

3) среднемесячный совокупный доход семьи исчисляется путем распределения

общей суммы совокупного дохода семьи за шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения, на 6, если иное не предусмотрено законодательством;

4) среднемесячный совокупный доход одного члена семьи исчисляется путем разделения среднемесячного совокупного дохода семьи в число членов семьи.

Согласно ст.7 ЗУ "О государственном бюджете на 2022 год", установить в 2022 году прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц в размере с 1 июля - 2508 гривен.

Таким образом нужно взять доход членов за последние 6 месяцев семьи объединить и разделить на 6, если полученное количество больше прожиточного минимума 2508 гривен в месяц то в выплате компенсации отказывают, соответственно и в выдаче справки, подтверждающей уход.

Учитывая вышеизложенное, Вы не должны превышать вышеприведенный доход в течение 6 месяцев, что является частым основанием для отказа.

Порядок действий
Подать в УПСЗН (управление социальной защиты населения) по месту жительства, пребывания лица (предоставляемые социальные услуги)

-заявление о согласии предоставлять социальные услуги по уходу на непрофессиональной основе;
- паспорта гр.украины на Вас и на маму,
- инн(РНОКПП) на Вас и на маму
- вывод ЛКК(или МСЭК) на маму, где указано "нуждается посторонняя помощь(уход)"
- заявление о согласии на предоставление социальных услуг от мамы;

-декларации о доходах и имущественном состоянии (заполняется на основании справок о доходах каждого члена семьи) по форме, утвержденной Минсоцполитики. В декларации также указывается информация о составе семьи физического лица, оказывающего социальные услуги;
- заявление о предоставлении согласия на проведение проверки данных о доходах лица с использованием сведений Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков (с учетом требований Закона Украины «О защите персональных данных»);
- документ, подтверждающий совместное проживание с мамой (справка о составе семьи, справки о месте регистрации). В случае отсутствия УПСЗН проведет проверку и составит акт обследования условий проживания.
После оформления выдадут справку о получении компенсации за осуществление ухода на непрофессиональной основе, что является документом, подтверждающим уход и является основанием для выезда за границу вместе со справкой ЛКК(МСЕК) и подтверждением инвалидности Вашего дяди(Справка МСЕК по форме 157 о или удостоверение лица с инвалидностью(пенсионное или о получение социальной помощи)).

Нужно прямо разграничить то, что вышеуказанные нормативно-правовые акты регламентирует именно получение компенсации, а не уход за таким лицом, поэтому и справка называется справкой о получении компенсации за предоставление социальной услуги по уходу на непрофессиональной основе. Другое дело, что этот документ можно использовать для подтверждения ухода за нуждающимся лицом. Подтверждением осуществления ухода (опеки или попечительства) могут быть и другие документы, в случае необходимости такого ухода за процедурами, по которым не нужно находиться в рамках прожиточного минимума.

2) Попечительство (патронаж)

Статьей 55 ГК Украины установлено, что опека и попечительство устанавливаются с целью обеспечения личных неимущественных и имущественных прав и интересов малолетних, несовершеннолетних, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 63 ГК Украины физическое лицо может быть назначено опекуном только его письменным заявлением.

Согласно ч.4 ст. 63 ГК Украины опекун или попечитель назначаются преимущественно из лиц, состоящих в семейных, родственных отношениях с подопечным, с учетом личных отношений между ними, возможности лица исполнять обязанности опекуна или попечителя.

Согласно Приказу "Об утверждении Правил опеки и попечительства" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0387-99#Text),

1.3. Органами, принимающими решение по опеке и попечительству,
есть районные, районные в городах Киеве и в Севастополе государственные
администрации, исполнительные комитеты городских, районных в городах,
сельских, поселковых советов.

2.3. Над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию
здоровье не могут самостоятельно защищать свои права и выполнять
свои обязанности, попечитель может быть назначен только на них
просьба.

3.1. Для непосредственного осуществления опеки и попечительства
органами опеки и попечительства назначается опекун или попечитель.

При назначении опекуна (попечителя) принимаются во внимание
его возможности выполнять попечительские обязанности, отношения между ним
и подопечным. Попечитель или попечитель назначается только по его
согласием и, как правило, из числа родственников или близких подопечному
лиц.

Преимущественное право среди нескольких лиц, желающих стать
опекунами или попечителями над одним и тем же ребенком,
предоставляется:

родственникам ребенка независимо от места их проживания;

лицам, в семье которых проживает ребенок на время, когда относительно
у нее возникли основания для установления опеки или попечительства.

При этом при достижении им соответствующего возраста (10
лет) учитываются пожелания самого ребенка.

Назначенному опекуну или попечителю выдается удостоверение
установленного образца (приложение 3).

3.2. Опекунами (попечителями) не могут быть лица, которые:

не достигли 18 лет;

признаны в установленном порядке недееспособными или ограничены
дееспособными;

состоят на учете или лечатся в психоневрологических и
наркологических заведениях;

ранее были опекунами или попечителями и по их вине опеку
или попечительство было прекращено;

лишены родительских прав;

интересы которых противоречат интересам лиц, подлежащих опеке
или попечительству;

осуждены за совершение тяжкого преступления.

3.4. Документы, при наличии которых органы опеки и попечительства
назначают попечителя:

уведомление государственных, общественных организаций или заявление
гражданина (граждан);

копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего лица,
требует попечительства, или решение суда о признании лица ограничено
дееспособной;

медицинское заключение о состоянии здоровья нуждающегося лица
попечительство;

справка о месте жительства лица, нуждающегося в попечительстве;

заявление будущего попечителя о принятии на себя
обязанностей по попечению;

справки о состоянии здоровья будущего попечителя и о
место его проживания (только при установлении опеки над
несовершеннолетним);

акт обследования жилищных условий будущего попечителя (лишь
при установлении попечительства над несовершеннолетним).

Опекун над совершеннолетними дееспособными лицами, по состоянию
здоровье самостоятельно не могут защищать свои права и выполнять
свои обязанности, может быть назначен только по просьбе этих лиц.

Таким образом, над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и выполнять свои обязанности, попечитель может быть назначен только по их просьбе (п.2.3. Правил). Просьбы они должны подать в местный орган опеки и попечительства – чаще подразделение местных органов власти (п.1.3. Правил). Кроме заявления также добавляют: копию паспорта, справку о состоянии здоровья лица, нуждающегося в попечительстве и будущего попечителя; справка о месте жительства будущего попечителя и его заявление о принятии на себя обязанностей по попечению; Орган опеки и попечительства также составит акт обследования условий жизни лица, нуждающегося в попечительстве, и описание его имущества, акт проверки условий жизни будущего попечителя и вывод о возможности выполнять попечительские обязанности.

3)Опека

Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если оно вследствие хронического, устойчивого психического расстройства не способно осознавать значение своих действий и (или) руководить ими (ч. 1 ст. 39 Гражданского кодекса Украины). То есть этот вариант Вам не подходит исходя из указанных Вами обстоятельств.

Поэтому к заявлению должны быть добавлены доказательства психического состояния: справка о состоянии здоровья и выписка из истории болезни. Заявление об ограничении гражданской дееспособности физического лица, в том числе несовершеннолетнего лица, или признание физического лица недееспособным подается в суд по месту жительства этого лица, а если оно находится на лечении в наркологическом или психиатрическом учреждении – по местонахождению этого заведения. Но желательно к этому обратиться с документами в орган опеки и попечительства (поскольку они будут участвовать во чправе и давать заключение).

Подсудность дел об ограничении гражданской дееспособности или признании недееспособным гражданина Украины, проживающего за ее пределами, определяется по ходатайству заявителя определением судьи Верховного Суда (ст. 295 Гражданского процессуального кодекса Украины).

Заявление о признании физического лица недееспособным может быть подано членами его семьи, близкими родственниками, независимо от их совместного проживания, органом опеки и попечительства, психиатрическим учреждением (ч. 3 ст. 296 Гражданского процессуального кодекса Украины).

В заявлении о признании физического лица недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о хроническом, стойком психическом расстройстве, в результате чего лицо не способно осознавать значение своих действий и (или) руководить ими (ч. 3 ст. 297 Гражданского процессуального кодекса Украины).

Заявление должно содержать требование/или отдельное ходатайство о назначении по делу судебно-психиатрической экспертизы, название медицинского учреждения для проведения экспертизы, перечень вопросов, которые необходимо поставить на решение экспертизы. (болеет ли лицо психическим заболеванием ? понимает ли лицо характер и содержание собственных действий, может ли управлять ими и предусматривать их последствия ? требует ли лицо назначения ему опекуна ?)

Соответственно ч.2 ст.299 Гражданского процессуального кодекса Украины связанные с производством дела о признании физического лица недееспособным или ограничении гражданской дееспособности физического лица, относящихся за счет государства.

В исключительных случаях, когда лицо, в отношении которого открыто производство по делу об ограничении его гражданской дееспособности или признании его недееспособным, явно уклоняется от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании с участием врача-психиатра может постановить определение о принудительном направлении физического лица на судебно- психиатрическую экспертизу (ст. 298 Гражданского процессуального кодекса Украины). суд по правам человека определил требования, которые необходимо соблюдать при рассмотрении такой категории дел, указав, что сама сущность того, в чем следует убедить компетентные государственные органы - наличие психического расстройства, требующего объективной медицинской экспертизы (пункт 39 решения по делу" Винтерверп против Нидерландов" от 24 октября 1979 года).

Европейский суд по правам человека также указал, что эта процедура должна носить судебный характер. (Пункт 40 решения по делу "Горшков против Украины" от 8 ноября 2005 года). При таких основаниях по делу целесообразно проведение судебно-психиатрической экспертизы. Дела о признании физического лица недееспособным суд рассматривает с участием заявителя, лица, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, и представителя органа опеки и попечительства.

С учетом состояния здоровья лица, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, его участие в рассмотрении дела может происходить в режиме видеоконференции из психиатрического или иного лечебного учреждения, в котором находится такое лицо, о чем суд отмечает в определении об открытии производства в деле.

Вопрос о вызове физического лица, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, решается в каждом случае судом с учетом состояния его здоровья. Для определения фактической возможности такого лица явиться в судебное заседание, а также возможность лично дать объяснение по сути дела в случае необходимости суд может назначить соответствующую экспертизу. Установление опеки над лицом, признанным недееспособным Суд, принимая решение о признании физического лица недееспособным, устанавливает над ним соответственно опеку и по представлению органа опеки и попечительства назначает ему опекуна.

Суд по заявлению органа опеки и попечительства или лица, назначенного опекуном, в месячный срок освобождает его от полномочий опекуна и назначает по представлению органа опеки и попечительства другое лицо, о чем выносит определение.

Для получения отсрочки по этому основанию необходимо в военкомат предоставить

1. Заявление о предоставление отсрочки в свободной форме.

2. Свидетельство о рождении;

3. Вывод ЛКК(или МСЭК) на мать, где указано "требуется посторонняя помощь(уход)"

4. Справка о получении компенсации за осуществление ухода на непрофессиональной основе(или документ подверждающий уход, опеку или попечительство)

4. Копии паспорта гражданина Украины и ИНН и матери.

5. Военно - учетный документ(приписное удостоверение или временное удостоверение (справка) или военный билет).

6. Справка о составе семьи (место жительства) мужчины с матерью (при наличии).

Следует отметить, что получать отсрочку в ТЦКСП, пока Вы не получили повестку Вы необязаны, для выезда за границу на вышеуказанных основаниях в военкомат обращаться также не нужно/

Согласно содержанию ст. 22 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» граждане обязаны прибыть на вызов в военные комиссариаты (военнообязанные Службы безопасности Украины – на вызов Центрального управления или регионального органа Службы безопасности Украины) для постановки на военный учет и определение назначения на военное время . Во время мобилизации и перевода Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты на штаты военного времени граждане (кроме проходящих службу в военном резерве) обязаны явиться в воинские части или на сборные пункты военных комиссариатов в сроки, указанные в полученных ими документах (мобилизационные распоряжения, повестки или распоряжения военных комиссаров (военнообязанные Службы безопасности Украины - руководителей органов, где они состоят на военном учете, военнообязанные) Оперативно-спасательные службы гражданской защиты - руководителей соответствующих органов ) органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию политику в сфере гражданской защиты.) Резервисты должны явиться в воинские части в сроки, определенные командирами воинских частей, где они проходят службу в военном резерве.

Относительно выезда за границу

Согласно п.2-1, постановления КМУ №57 от 27 января 1995 г. "Об утверждении Правил пересечения государственной границы гражданами Украины" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/57-95-п#Text), в случае территории Украины чрезвычайного или военного положения лица с инвалидностью вправе пересекать государственную границу при наличии справки к акта осмотра медико-социальной экспертной комиссией (форма первичной учетной документации N 157-1/о) ( z1509 -12 ) или удостоверение , что подтверждает соответствующий статус, пенсионного удостоверения или удостоверения, подтверждающего назначения социальной помощи согласно законам Украины "О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью" ( 2109-14 ), "О государственной социальной помощи не имеют права на пенсию, и лицам с инвалидностью" ( 1727-15 ), в которых указано группу и причину инвалидности, или справки к получению льгот лицами с инвалидностью, которые не имеют права на пенсию или социальную помощь, по форме, утв. гражданской Минсоцполитики (далее – документы, подтверждающие инвалидность).

Пересечение государственной границы может осуществляться:

лицом с инвалидностью I или II группы или другим лицом, которое
требует постоянного ухода, - в сопровождении лица, осуществляющего
постоянный уход за указанными категориями лиц (при наличии
документов (удостоверение, справки) о получении компенсации
(помощи, надбавки) на уход, а в случае сопровождения лица с
инвалидностью I или II группы - дополнительно документов, что
подтверждают инвалидность).

Таким образом, и при первом и при втором основании Вы имеете право на пересечение границы, как сопровождующий матери(но не более одного раза за время военного положения(правительство планировали изменить эту норму и дать таким лицом неограниченное количество пересечений через границу, но пока редакция с "не более одного раза")).

Второй вопрос - если у нее есть еще родственники в Украине которые могут также смотреть за ней - могу ли я в этом случае также рассматривать отсрочку от призыва?

Согласно абз.10 и абз.11 ч.1 ст. 23 ЗУ "О мобилизационной подготовке и мобилизации" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/3543-12#Text), не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации военнообязанные:

-заняты постоянным уходом за больной женой (супругом), ребенком, а также родителями своими или жены (супруга), которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии заведения здравоохранения нуждаются в постоянном уходе;

- имеющие жену (супругу) из числа лиц с инвалидностью и/или одного из своих родителей или родителей супруги (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы.

Следует отметить, что не влияет на это основание наличие других родственников или места жительства ведь эти особенности распространялись на Вас , если б речь ишла не о матери(отце, супруге, родителях супруги), ведь это присуще другому основанию освобождения от военной службы во время мобилизации(абз.12 ст.23):

- лица, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью I группы; лица, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью II группы или за лицом, за заключением медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения, требует постоянного ухода в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход”.

Если у Вас остались дополнительные вопросы, можете обращаться на почту lexfirmgp@gmail.com или с помощью мессенджеров (0951856806). 

Спасибо за обращение, буду благодарен за отзыв.

Якщо подобається, тисни кнопку
Не знайшли відповіді на своє запитання? Тоді поставте платне або безкоштовне запитання
Підписуйтесь на B2BConsult.ua в соціальних мережах!
І будьте в курсі правових, податкових, фінансових новин України, а також нашого сервісу!

Підписатися в Facebook

Підписатися в Instagram

Підписатися в Telegram