Договоры управления: налоговый учет

Какие особенности учета операций по договорам управления согласно НКУ?

13.02.2018 10:43 2116

Консультація виконавця

B2B Consult
Експерт
У сервісі: 6 років
0 відгуків (0 +) (0 -)
Консультацій: 511

АКТУАЛЬНО НА 10.07.2011


 Общие условия налогообложения налогом на прибыль по ст.153.13 НКУ.
• Управитель ведет, отдельно от собственного, учет доходов и расходов в разрезе каждого договора управления.
• Форма отчетности о результатах деятельности по договорам управления устанавливается ГНАУ.
• Для целей налогообложения отношения между участниками договора управления приравниваются к отношениям на основе отдельных гражданско-правовых договоров.


Особенности НДС.
1. Управитель регистрируется отдельным плательщиком НДС и ведет отдельный налоговый учет по НДС относительно хозяйственных операций с имуществом, которое получено в управление;
2. Передача объекта в управление, выплата финрезультата собственнику не приравнено к продаже, следовательно, нет НДС.
3. Поставка товаров (работ, услуг) между управителем и собственником облагается НДС, в том числе вознаграждение управителю.


Особенности налогового учета имущества, переданного в управление.
1. Пунктом 153.13 Налогового кодекса установлены особенности ведения налогового учета по имуществу, переданному в управление согласно договорам управления. В частности, относительно амортизации указано, что «Для цілей цього підпункту в окремому обліку амортизація отриманих в управління основних засобів здійснюється за балансовою вартістю на момент передачі в управління».
Определение балансовой стоимости дано в п.14.1.9 Налогового кодекса: «14.1.9. балансова вартість основних засобів, інших необоротних та нематеріальних активів - сума залишкової вартості таких засобів та активів, яка визначається як різниця між первісною вартістю з урахуванням переоцінки і сумою накопиченої амортизації».
Из этого следует, что управитель будет составлять отдельную декларацию по налогу на прибыль (по каждому договору отдельно), в которой помимо остальных затрат по управлению имуществом необходимо указывать амортизацию по данному имуществу.
2. Согласно п.6 подраздела 4 Переходных положений Налогового кодекса стоимость основных средств, по которой будут амортизировать основные средства в налоговом учете определяется по данным бухгалтерского учета в размере бухгалтерской стоимости объектов (первоначальной стоимости и износа) по состоянию на 1 апреля 2011г.
Из этого следует, что объект отраженный в бухгалтерском учете собственника будет в дальнейшем амортизировать в налоговом учете. Но поскольку установлено, что в налоговом учете по договорам управления отдельный учет ведет управитель, в том числе по амортизации, то в налоговом учете собственника эта амортизация не сможет отражаться и будет «потеряна».
Для налогового учета амортизации управитель должен взять данные по основным средствам из своего бухгалтерского учета на счете 10 «основные средства». Если в его бухучете не будет этих объектов, то он не сможет их амортизировать в налоговом учете.
3. Кроме этого согласно п.6 подраздела 4 Переходных положений Налогового кодекса предприятие, определив общую стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета для целей налогового кодекса, должно сравнить эту сумму с общей суммой «старых» налоговых групп по состоянию на 1 апреля и превышение суммы «старых» налоговых групп амортизировать в налоговом учете в течение 3-х лет как отдельный объект.
Если объект, переданный в управление будет учитываться в бухучете собственника, то вышеуказанная разница будет занижена. Для исключения этого необходимо будет учесть такие объекты как непроизводственные и не учитывать при расчете данной разницы.
4. Возможность отражать основные средства, переданные в управление, в бухучете управителя предусмотрена приказом Минфина от 14 октября 2008 года N 1238 (зарегистрирован в Минюсте), которым он внес изменения в п.16 П(С)БУ №2 «Баланс»:
«16. У статті "Основні засоби" наводиться вартість власних та отриманих на умовах фінансового лізингу об'єктів і орендованих цілісних майнових комплексів, які віднесені до складу основних засобів згідно з відповідними положеннями, а також вартість основних засобів, отриманих у довірче управління або на праві господарського відання чи праві оперативного управління».
Из этого следует, что управитель отражает в бухучете в составе основных средств объекты, полученные в управление.
Эти изменения Минфина являются следствием главы 70 Гражданского кодекса, согласно которой имущество переданное в управление должно учитываться управителем на отдельном балансе (так поясняет Минфин свои действия в письме от 25.02.2008г. №31-34000-10-7/5744).
В этом случае собственник может отнести остаточную стоимость и износ объекта на счет 18.3 «прочая дебиторская задолженность» (на это указал Минфин в данном письме), или, по нашему мнению, для этого можно использовать также счет 18.4 «прочие необоротные активы». В итоге объекты будут продолжать учитываться в бухучете собственника, но уже не в составе основных средств.


Что будет, если объекты продолжать учитывать в бухгалтерском учете собственника в составе основных средств?
Если объекты, переданные в управление, продолжать отражать в составе основных средств собственника, то в налоговом учете нельзя будет все равно показать амортизацию. Кроме этого в бухучете собственника бухгалтерская амортизация будет занижать бухгалтерскую прибыль (это будет особенно привлекать внимание после введения Налогового кодекса, учитывая необходимость ведение учета налоговых разниц и то, что налоговый учет будет основываться на бухучете). Можно будет доказывать проверяющим, что в итоге бухгалтерская прибыль не занижена, если управитель будет перечислять собственнику компенсацию бухгалтерской амортизации. Но при этом управитель не сможет эту сумму включить ни в свои налоговые расходы, ни в налоговые расходы по договору управления, а собственник должен будет отразить налоговые доходы.
Управитель, не ведя бухучет основных средств, полученных в управление, не сможет начислять амортизацию в отдельном налоговом учете и таким образом, будет нарушать 153.13 Налогового кодекса.


Якщо подобається, тисни кнопку
Не знайшли відповіді на своє запитання? Тоді поставте платне або безкоштовне запитання
Підписуйтесь на B2BConsult.ua в соціальних мережах!
І будьте в курсі правових, податкових, фінансових новин України, а також нашого сервісу!

Підписатися в Facebook

Підписатися в Instagram

Підписатися в Telegram